Выбор велосипеда для велотуризма, отдельных его деталей и комплектации

02/19/2024
Выбор велосипеда для велотуризма
По этим ссылкам можно быстрее пройти к следующим информационным материалам, раскрывающим вопросы выбора велосипеда для велотуризма, отдельных его деталей и комплектации:

Дмитрий Воробьев

Вы уже совершили свои первые велопоходы? Понравилось? Хотите большего?

В жизни каждого велопутешественника наступает момент, когда велотурист задумывается о приобретении нового велосипеда, специального, предназначенного именно для велотуризма.

  • Как сделать правильный выбор?
  • На что обратить внимание?
  • Как приобрести достойный велосипед и не переплачивать лишних денег?

Мы постараемся разобраться и ответить на все эти вопросы.

Вы знаете, что производители велосипедов выпускают много моделей для различных видов велоактивностей. А на что похож наш российский велотуризм? Думаете, на их европейский велотуризм? Нет! Мы не такие! Мы не катаемся всю жизнь по велодорожкам. Накатавшись по равнине, мы уже лезем по дороге на перевал, а потом и по тропе — в горы. И лихо скатываемся оттуда с тяжеленным велорюкзаком на багажнике.

Читателю на заметку:
Багажник на велосипед для велотуризма: особенности существующих моделей, выбор

Да и наша бездорожная равнина — то еще испытание для велосипеда.

Для российского велотуризма лучше подходит хардтейл

В общем, для продвинутого российского велотуризма больше подходят не их туринг-велосипеды, а хардтейл для гравити-дисциплин. Хардтейл — велосипед с жесткой задней подвеской — хорошо едет по равнине.

Гравити-дисциплины — виды велоспорта, где спортсмен съезжает с горы, используя силу тяжести. Эти велосипеды очень прочные и надежные. Типичные представители этого семейства:

  • Merida Big.Seven
  • Merida Big.Nine
  • Cannondale Trail
  • Cannondale Cujo
Читателю на заметку:
Какие бывают велосипеды: типы, виды и выбор для велотуризма

Как подобрать велораму по росту

Рамы у велосипедов одной и той же модели могут отличаться размером. Люди разного роста могут подобрать себе раму нужного размера. Чтобы руки правильно и под правильным углом доставали до руля, а ноги — до педалей.

У каждого производителя велосипедных рам своя таблица соответствия. Мы же покажем примерную таблицу.

Рост, см Размер рамы
Код Дюймы См
185-195 22"
180-190 21"
175-185 L 20"
172-182 19,5" 54
170-180 19"
165-175 M 18"
162-172 17,5" 50
158-170 17"
150-165 S 16"
150-162 15,5" 46
146-160 15"
135-155 14"

Размер рамы велосипеда — это длина подседельной трубы от оси педальной каретки до верхнего среза.

Размер рамы велосипеда: от каретки до верхнего среза

Материалы велосипедной рамы

Самые популярные велосипедные рамы — алюминиевые. Более редкие — титановые. Однако давайте рассмотрим все имеющиеся варианты:

  1. Стальные рамы: прочные, жесткие, но очень тяжелые. Продвинутые велотуристы на таких уже не ездят.
  2. Алюминиевые рамы: прочные и жесткие, гораздо легче стальных.
  3. Титановые рамы: прочные, легче алюминиевых, а вот жесткость — не очень. Прочность — без проблем! Да, очень прочные, но... Под велосипедистом изгибаются, пружинят. В общем, к титану еще нужно привыкнуть. И стоят титановые велорамы дорого. Изготавливаются на заказ, например, фирмой «Рапид Титан» в городе Королёве Московской области (сайт rapid-titan.ru).
  4. Карбоновые рамы: очень легкие и прочные, очень дорогие и очень спортивные. Карбоновые рамы настолько спортивны, что на них даже не предусмотрена установка багажника (нет мест крепления), значит, нам для велотуризма они не подходят.

Размер колес

Размер велосипедных колес — это диаметр и толщина колес. Сначала поговорим о диаметре колес.

Самые популярные размеры сейчас — это 27,5 и 29 дюймов (размер колеса замеряется по диаметру обода).

Считается, что большие колеса едут чуть мягче по неровностям: пятно контакта больше, а значит держат чуть лучше.

Зато они чуть тяжелее, у них чуть больше момент инерции, и в гору на них ехать чуть труднее. В итоге, разницы в выборе для велотуризма между диаметрами колес нет.

Диаметр колес большого значения не имеет, берите те, что есть.

Толщина колес

А вот толщина колес для велотуризма более важна. На бездорожье толстые колеса — это очень хорошо. Большое пятно контакта — лучшее сцепление с дорогой и лучшая управляемость.

На песке толстые колеса не вязнут и не проваливаются, создают ощущение комфорта, мягкости, «проглатывают» мелкие неровности.

А если едешь по асфальту — накачай колеса сильнее и побольше, чтобы пятно контакта уменьшить, толстое колесо и по асфальту хорошо поедет.

Толщину шин смотри в характеристиках велосипеда. Обычная толщина: 2.1, 2.2, 2.3 дюйма.

Размер колес велосипеда и толщина шин указаны также на велосипедных покрышках
Размер колес велосипеда и толщина шин указаны также на велосипедных покрышках

Причем, если ставить шины большего размера, то в первую очередь начинает задевать боковина заднего колеса за перья рамы и цепь. Они и определяют ограничения размеры толщины шины.

Зазор между цепью и колесом определяет размер толщины шины

Внимание! А переднее колесо можно ставить толще. Конструкция позволяет, пользуйтесь лайфхаком.

Но иногда встречаются велосипеды с нестандартной толщиной колес. У них в описании так и написано «Размер колес Plus 27"», например, велосипед Welt Rockfall SE Plus 27".

У таких велосипедов конструктивно заложена возможность ставить шины толщиной иногда до 3-х дюймов. Кататься на плюсовых шинах — это просто бомба!

Крепление колес к велосипеду

Колеса к велосипедам крепятся 2-мя основными способами:

  1. С помощью эксцентриков: в этом случае правильно позиционировать колесо в пазах рамы немного сложнее.
  2. С помощью сквозной оси: в этом случае колесо позиционируется легче, но резьбовая часть оси вкручивается в резьбовую часть алюминиевой рамы — это «тонкое» место, если не следить, то можно сорвать резьбу.

Как видно, оба способа имеют свои преимущества и недостатки, поэтому, с точки зрения надежности, разницы между ними нет.

Велосипед как конструктор: ниже — заменяемые детали

То, что я написал — это характеристики велосипеда, заложенные конструкцией и размерами рамы, то есть их нужно учитывать при покупке велосипеда. Иначе никак... А то, что я напишу ниже — это заменяемые детали. Ведь хороший велосипед — это конструктор, в нем всё можно заменить:
  • Механическая тормозная система не нравится почему-то — поменял на гидравлическую. Посадочные места у них одинаковые.
  • Система переключения передач, количество звезд, вилка, руль, педали и т. д. и т. п. — поменять можно всё! Были бы деньги :-)

Велосипед как конструктор: заменяемые детали

Вилка

Амортизирующая вилка — довольно сложная система. Она состоит из двух частей — правой и левой. Внешне они выглядят одинаково, но на самом деле выполняют разные функции:

  • Одна часть — амортизирующая: она смягчает (проглатывает) удары.
  • Вторая часть — демпфирующая: она успокаивает вилку, заставляет ее работать плавно.

Амортизирующая часть велосипедной вилки бывает:

  • пружинной — она более надежна, но не подвергается регулировке.
  • пневматическая — это цилиндр со сжатым воздухом. Её жесткость можно регулировать путем накачивания или стравливания воздуха, что обеспечивает больше комфорта.

Обе системы подходят для велотуризма. На практике разница невелика.

А вот демпфирующая система должна быть гидравлической.

Хорошие вилки довольно дорого стоят, но если вы любитель быстрых спусков, то вам стоит обратить внимание на пневматические вилки.

На хороших велосипедах уже стоят хорошие вилки. Если конкретно, то среди производителей вилок, хорошо зарекомендовавших себя, можно отметить Suntour и RockShox.

Выбор руля

Выбор руля на велосипед для велотуризма представляет из себя выбор из двух основных материалов:

  • Алюминиевый — это классика.
  • Карбоновый — если качественный (итальянский, американский), то такой же прочный, как и алюминиевый. Но очень дорогой! А экономия в весе не очень значительна.

По-моему мнению, применение карбонового руля на велосипеде для велотуризма не рационально.

Тормоза

На велосипеде для велотуризма однозначно нужны только дисковые тормоза. Ободные тормоза (называются еще клещевые, V-Brake) не подходят для велотуризма.

V-Brake и дисковые тормоза на велосипедах

Тормозные системы бывают:

  1. Механические — по мере износа колодок зазор в них можно регулировать вручную. Зато они более ремонтопригодные.
  2. Гидравлические тормоза — более комфортные. Ничего регулировать в них не нужно. Всё выставляется автоматически.

Эти обе системы подходят для велотуризма. Хорошо зарекомендовавшие себя среди производителей — это Shimano.

Трансмиссия, цепь и зубчатые звезды

Начнем разговор об этих комплектующих и деталях для велосипеда с обзора — какие бывают трансмиссии по количеству звезд спереди и сзади:

  • 3x8,
  • 3x9,
  • 2x10,
  • 1x11,
  • 2x11,
  • 1x12.
  • Системы с тремя передачами спереди (3x8, 3x9), честно говоря, уже считаются анахронизмом.
  • Время 2-х звездных систем (2x10, 2x11) тоже постепенно уходит.
  • Настала эпоха трансмиссий с 1 звездой (1x11, 1x12).

Но давайте разберемся, почему? Ответ на поверхности. Потому, что производитель позиционирует интересующие нас велосипеды как горные — для скоростного спуска. А на скоростном спуске сложно работать двумя переключателями одновременно.

Согласен! Но это не про нас, не про велотуристов. Мы на таких скоростях не ездим. У меня Connondale Trail 2 с системой 2x10. И вот, что я вам скажу: работать переклюком (переключателем) приходится, на самом деле, не очень часто.

По твердым покрытиям я еду на большой звезде, по бездорожью — на малой. Бывает по несколько часов переключатель не трогаю. А часто бывает так:

  • Еду по какой-то дороге с лужами на большой звезде. Заезжаю в лужу, а там — засада (глина, глубина, камни). Нужно очень быстро переключиться на более мощные передачи.
  • Так я просто за секунду скидываю цепь (на переднем переключателе) с большой звезды на малую и спокойно выезжаю.

Однозвездные системы так не могут. Пока они там на 4-5 звезду вверх перекинутся... Но с другим аргументом согласен: еще одна система переключения передач надежности велосипеду не добавляет. Хотя, может, мне повезло, у меня проблем не было.

А вы думаете, что у однозвездной системы нет недостатков? Есть!

  1. Однозвездная система переключения передач требует гораздо более точной настройки, а, значит, она — нежная, капризная. В грязи (и не только) настройки сбиваются, и система начинает работать с ошибками.
  2. У неё очень длинный переключатель передач. Он торчит сильно вниз, и может быть поврежден обо что-то. Это снижает надежность велосипеда.

Для чего я это всё говорю... Не для того, чтобы убедить вас, что двухзвездная система лучше. А вот для чего: если вы найдете хороший велосипед с двухзвездной системой — не считайте ее устаревшей! Она еще ого-го!

Педали

Педали вообще-то не относятся к конструкции велосипеда. Это отдельные быстро заменяемые детали. Какие педали лучше всего подойдут нам — велотуристам?

Как всегда... Экстремальные MTB-педали для экстремальных спусков:

  • Мощные, металлические, с широкой платформой и с шипами.
  • Чтобы нога стояла уверенно и не соскальзывала.

Педали — деталь ответственная, поэтому покупайте лучше у проверенных производителей: Shimano, VP, Wellgo, Xpedo, Mpeda и др.

Педали велосипедные для велотуризма

О туклипсах и контактных педалях

Использование в велотуризме педалей с туклипсами и контактных педалей практически исключено. Редкие велосипедисты-спортсмены на это решаются. Причины две:

  1. Сложно мгновенно снять ногу с педали в экстремальной ситуации.
  2. И ещё: есть необходимость часто ходить по грунтам, камням, склонам, бревнам и т. д., а в специальной велообуви это неудобно и нерационально.

Обода, шины, камеры

Обода, шины, камеры — это всё взаимосвязанные компоненты одной системы.

Будем отталкиваться от ободов:

  • Если у вас обода обычные — вы можете ставить на них только камерные шины.
  • Если у вас обода для бескамерных шин, то вы можете ставить на них и бескамерные, и камерные шины.

Бескамерные шины имеют много преимуществ:

  • более легкие,
  • имеют лучший «накат»,
  • имеют большую устойчивость к мелким проколам (внутрь можно залить специальный герметик, который заполняет собой мелкие проколы).
  • Не подвержены пробоям камеры типа «змеиный укус», так как нет камеры.

Из минусов бескамерных шин:

  • Более долгий и сложный монтаж-демонтаж.
  • В походных условиях практически не ремонтопригодны (требуется вулканизация).
  • Высокая цена, а с учетом того, что шины истираются быстро — недостаток существенный. Если финансы позволяют, то бескамерные шины все же лучше камерных.

Но если у вас стоят обычные обода, и вы не прям гонщик-гонщик, то камерные шины и обода — это тоже нормально.

В аварийном случае из бескамерной шины можно легко и просто сделать камерную

Из туристского опыта: если бескамерная шина повреждена настолько сильно, что не может самовосстановиться, то делаем так:

  • снимаем шину,
  • засовываем внутрь камеру,
  • надеваем шину.

Была бескамерная шина — стала камерная, так что запасные камеры в поход и велопутешествия берем в любом случае.

О ниппелях

В мире велосипедных камер есть два стандарта ниппелей (есть еще старый велониппель Dunlop, но он встречается редко):

  • Преста (Presta) — легкий, спортивный, для гонщиков.
  • Шредер (Schrader) — более народный, он же — автомобильный.

Велониппели Dunlop, Presta, автониппель Schrader

Нам, велотуристам, ближе шредер. Этот вид ниппелей более простой, надежный, более распространенный. Да и друзья — автомобилисты, в случае чего, помогут.

Важный момент: диаметры ниппелей преста и шредер — разные. Шредер толще. Если у вас обода с маленькой дыркой под престу, то шредер в нее просто не влезет, и наоборот... Ниппель преста в отверстие под шредер войдет, но будет сидеть неплотно, а это нежелательно.

Велониппель Presta в отверстиях под престу и под шредер (отличия). Автониппель Schrader в отверстии под шредер

Когда будете покупать запасные камеры, обращайте внимание на ниппель.

О стандартизации камер в велопоходах

В сложных походах важным элементом надежности и ремонтопригодности является стандартная конструкция всех колес. То есть еще до похода вся группа решает, что все едут на ниппелях шредер. Тогда можно и камерой поделиться, и насосом. Если просить помощи у местных жителей, то у них есть только шредер. У автомобилистов — тоже шредер.

Переделать обод под престу в обод под шредер легко. Нужно просто рассверлить сверлом отверстие в ободе до нужного диаметра.

Жесткая и мягкая резина

В выборе между жесткой резиной и мягкой есть противоречия:

  • Мягкая резина — легкая, имеет лучший накат.
  • Жесткая резина — более прочная и надежная, с более прочными боковинами. В условиях похода это важнее.

О рисунке протектора поговорим ниже, в теме «Как подогнать велосипед под себя».

Фолдинговые покрышки

У фолдинговых покрышек борт сделан не из металлической проволоки, а из гибкого кевлара. Такую покрышку можно просто «свернуть в трубочку». Именно эти покрышки берутся в велопоход и путешествия в качестве запасных.

Фолдинговые покрышки для велосипедов

В принципе, для велопоходов и велопутешествий подходят оба варианта.

О камерах

При покупке камер обращайте внимание не только на размер колеса 27,5" и 29", но и на толщину. Чем толще покрышки, тем толще должна быть и камера.

Самые известные производители покрышек и камер:

  • Schwalbe,
  • Nokian,
  • Kenda,
  • Maxxis,
  • Continental,
  • Mishelin.

Втулки, каретка

Изначально на хороших велосипедах стоят хорошие детали. Если решите менять, выбирайте самые надежные, самые усиленные, самые тяжелые, где больше всего стальных деталей, не взирая на вес, на промышленных подшипниках (на промах).

  • Бывает, что между вращающимися деталями расположены шарики — это насыпные подшипники.
  • А бывает — между деталями вставлен пром.подшипник из хорошей стали, с запресованными в корпус шариками в обойме, с хорошей влагозащищенностью.

Надежные бренды: Novotec, Koozer и им подобные.

Спицы: лучше усиленные, толщиной 2 мм, стандарт 14G

Посмотрите (измерьте), какие у вас спицы. Если толщиной 1,5 мм (стандарт 15G), то лучше поменять на усиленные — толщиной 2 мм, стандарт 14G.

Операция по замене спиц называется «переспицовка», ее делают многие велосервисы. Кстати, при переспицовке можно поменять и обод, и втулку, чтобы 2 раза не платить.

При покупке спиц возьмите на 5 штук больше, каждого размера, с гайками, в запас. Напоминаю, что у спиц три размера:

  1. переднее колесо,
  2. заднее, правые,
  3. заднее, левые.

Хорошие спицы производит фирма DT Champion.

Крылья

Близкорасположенные к колесам крылья в велотуризме практически не применяются потому, что липкая грязь быстро забивает пространство между колесом и крылом, и колесо перестает вращаться.

На переднем колесе можно применить так называемые крылья-щитки. Они расположены далеко от колеса, защищают от летящих брызг, а вращению не мешают

Читателю на заметку:
Компания «Курс» производит и предлагает покупателям крыло-щиток на раму велосипеда.
Крыло-щиток надежно крепится на липучках к нижней поверхности рамы велосипеда, защищая велосипедиста от брызг и грязи, летящих снизу, в ноги и грудь.
Крыло-щиток на раму велосипеда

На заднем колесе крылья не нужны. Роль заднего крыла выполняют багажник и велорюкзак.

О надежности велосипеда

То, о чем рассказывалось выше — это всё тоже было о надежности. Мы говорили о конструкции велосипеда, выбирали удобную, комфортную и надежную конструкцию.

И вот представьте... Вы уже всё знаете. Изучили предложения и выбрали для себя несколько велосипедов, подходящей для вас конструкции и комплектации, подешевле и подороже, известных брендов и неизвестных, новых и поддержанных. Как теперь выбрать?

О брендах

В качестве примеров назову несколько общеизвестных брендов: Trek, Merida, Giant, Cannondale, Specialized и др. — это не самые дорогие велосипеды. Это — надежные «середнячки», заслужившие всеобщее доверие и уважение. А что, если вам приглянулся велосипед какой-то неизвестной марки? Насколько он надежен и, самое главное (!), ремонтопригоден?

Есть идея: чтобы ответить на вопрос о ремонтопригодности велосипеда, придите в магазин велозапчастей и спросите наличие каких-то ходовых запчастей на эту марку. А потом загляните в велосервис и спросите, смогут ли они, допустим, перебрать вилку или заменить подшипники во втулках?

Если скажут: «Да, конечно, все запчасти, инструменты и протоколы работ есть». То всё хорошо.

А если скажут: «А что это? Мы о таком не слышали». То вам нужно еще подумать...

Новый велосипед или поддержанный?

Здесь как с машиной, точь в точь.

  • Если финансы позволяют, то лучше брать новый велосипед.
  • Если плохо разбираетесь в технике, то тоже лучше брать новый.
  • Если покупаете велосипед у человека, которому доверяете, то можно и б/у (бывший в употреблении).
  • Можно б/у: если хорошо разбираетесь в технике и можете всё проверить, а потом оценить стоимость возможного ремонта — вы гений :-)
  • Кстати, можно попытаться найти человека, который за адекватные деньги проверит состояние велосипеда для вас.

О проверке нового велосипеда, новых и отремонтированных деталей

Ну и в заключение — железное правило: если у вас новый велосипед, или новая деталь, или отремонтированная старая деталь, то на этом велосипеде нельзя ехать в дальний поход!

Нужно всё испытать!

Нужно проехать 100-200 км в нормальном (нещадящем) режиме и убедиться, что всё работает штатно. И только после этого можно отправляться в дальние походы.

Счастливого пути, друзья! Приятного похода!

Этой страницей можно поделиться в сетях, блогах и где-нибудь еще:
Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв