По этим ссылкам можно быстрее пройти к следующим информационным материалам, раскрывающим вопросы выбора велосипеда для велотуризма, отдельных его деталей и комплектации:
- Как подобрать велораму по росту
- Материалы велосипедной рамы
- Размер колес / Толщина колес / Крепление колес к велосипеду
- Вилка / Выбор руля
- Тормоза
- Трансмиссия, цепь и зубчатые звезды
- Педали / О туклипсах и контактных педалях
- Обода, шины, камеры
- Втулки, каретка
- Спицы: лучше усиленные, толщиной 2 мм, стандарт 14G
- Крылья
- О надежности велосипеда
- О брендах
- Новый велосипед или поддержанный?
- О проверке нового велосипеда, новых и отремонтированных деталях
Вы уже совершили свои первые велопоходы? Понравилось? Хотите большего?
В жизни каждого велопутешественника наступает момент, когда велотурист задумывается о приобретении нового велосипеда, специального, предназначенного именно для велотуризма.
Мы постараемся разобраться и ответить на все эти вопросы.
Вы знаете, что производители велосипедов выпускают много моделей для различных видов велоактивностей. А на что похож наш российский велотуризм? Думаете, на их европейский велотуризм? Нет! Мы не такие! Мы не катаемся всю жизнь по велодорожкам. Накатавшись по равнине, мы уже лезем по дороге на перевал, а потом и по тропе — в горы. И лихо скатываемся оттуда с тяжеленным велорюкзаком на багажнике.
Читателю на заметку:
Багажник на велосипед для велотуризма: особенности существующих моделей, выбор
Да и наша бездорожная равнина — то еще испытание для велосипеда.
В общем, для продвинутого российского велотуризма больше подходят не их туринг-велосипеды, а хардтейл для гравити-дисциплин. Хардтейл — велосипед с жесткой задней подвеской — хорошо едет по равнине.
Гравити-дисциплины — виды велоспорта, где спортсмен съезжает с горы, используя силу тяжести. Эти велосипеды очень прочные и надежные. Типичные представители этого семейства:
Читателю на заметку:
Какие бывают велосипеды: типы, виды и выбор для велотуризма
Рамы у велосипедов одной и той же модели могут отличаться размером. Люди разного роста могут подобрать себе раму нужного размера. Чтобы руки правильно и под правильным углом доставали до руля, а ноги — до педалей.
У каждого производителя велосипедных рам своя таблица соответствия. Мы же покажем примерную таблицу.
Рост, см | Размер рамы | ||
Код | Дюймы | См | |
185-195 | 22" | ||
180-190 | 21" | ||
175-185 | L | 20" | |
172-182 | 19,5" | 54 | |
170-180 | 19" | ||
165-175 | M | 18" | |
162-172 | 17,5" | 50 | |
158-170 | 17" | ||
150-165 | S | 16" | |
150-162 | 15,5" | 46 | |
146-160 | 15" | ||
135-155 | 14" |
Размер рамы велосипеда — это длина подседельной трубы от оси педальной каретки до верхнего среза.
Самые популярные велосипедные рамы — алюминиевые. Более редкие — титановые. Однако давайте рассмотрим все имеющиеся варианты:
Размер велосипедных колес — это диаметр и толщина колес. Сначала поговорим о диаметре колес.
Самые популярные размеры сейчас — это 27,5 и 29 дюймов (размер колеса замеряется по диаметру обода).
Считается, что большие колеса едут чуть мягче по неровностям: пятно контакта больше, а значит держат чуть лучше.
Зато они чуть тяжелее, у них чуть больше момент инерции, и в гору на них ехать чуть труднее. В итоге, разницы в выборе для велотуризма между диаметрами колес нет.
Диаметр колес большого значения не имеет, берите те, что есть.
А вот толщина колес для велотуризма более важна. На бездорожье толстые колеса — это очень хорошо. Большое пятно контакта — лучшее сцепление с дорогой и лучшая управляемость.
На песке толстые колеса не вязнут и не проваливаются, создают ощущение комфорта, мягкости, «проглатывают» мелкие неровности.
А если едешь по асфальту — накачай колеса сильнее и побольше, чтобы пятно контакта уменьшить, толстое колесо и по асфальту хорошо поедет.
Толщину шин смотри в характеристиках велосипеда. Обычная толщина: 2.1, 2.2, 2.3 дюйма.
Размер колес велосипеда и толщина шин указаны также на велосипедных покрышках
Причем, если ставить шины большего размера, то в первую очередь начинает задевать боковина заднего колеса за перья рамы и цепь. Они и определяют ограничения размеры толщины шины.
Внимание! А переднее колесо можно ставить толще. Конструкция позволяет, пользуйтесь лайфхаком.
Но иногда встречаются велосипеды с нестандартной толщиной колес. У них в описании так и написано «Размер колес Plus 27"», например, велосипед Welt Rockfall SE Plus 27".
У таких велосипедов конструктивно заложена возможность ставить шины толщиной иногда до 3-х дюймов. Кататься на плюсовых шинах — это просто бомба!
Колеса к велосипедам крепятся 2-мя основными способами:
Как видно, оба способа имеют свои преимущества и недостатки, поэтому, с точки зрения надежности, разницы между ними нет.
То, что я написал — это характеристики велосипеда, заложенные конструкцией и размерами рамы, то есть их нужно учитывать при покупке велосипеда. Иначе никак... А то, что я напишу ниже — это заменяемые детали. Ведь хороший велосипед — это конструктор, в нем всё можно заменить:
Амортизирующая вилка — довольно сложная система. Она состоит из двух частей — правой и левой. Внешне они выглядят одинаково, но на самом деле выполняют разные функции:
Амортизирующая часть велосипедной вилки бывает:
Обе системы подходят для велотуризма. На практике разница невелика.
А вот демпфирующая система должна быть гидравлической.
Хорошие вилки довольно дорого стоят, но если вы любитель быстрых спусков, то вам стоит обратить внимание на пневматические вилки.
На хороших велосипедах уже стоят хорошие вилки. Если конкретно, то среди производителей вилок, хорошо зарекомендовавших себя, можно отметить Suntour и RockShox.
Выбор руля на велосипед для велотуризма представляет из себя выбор из двух основных материалов:
По-моему мнению, применение карбонового руля на велосипеде для велотуризма не рационально.
На велосипеде для велотуризма однозначно нужны только дисковые тормоза. Ободные тормоза (называются еще клещевые, V-Brake) не подходят для велотуризма.
Тормозные системы бывают:
Эти обе системы подходят для велотуризма. Хорошо зарекомендовавшие себя среди производителей — это Shimano.
Начнем разговор об этих комплектующих и деталях для велосипеда с обзора — какие бывают трансмиссии по количеству звезд спереди и сзади:
Но давайте разберемся, почему? Ответ на поверхности. Потому, что производитель позиционирует интересующие нас велосипеды как горные — для скоростного спуска. А на скоростном спуске сложно работать двумя переключателями одновременно.
Согласен! Но это не про нас, не про велотуристов. Мы на таких скоростях не ездим. У меня Connondale Trail 2 с системой 2x10. И вот, что я вам скажу: работать переклюком (переключателем) приходится, на самом деле, не очень часто.
По твердым покрытиям я еду на большой звезде, по бездорожью — на малой. Бывает по несколько часов переключатель не трогаю. А часто бывает так:
Однозвездные системы так не могут. Пока они там на 4-5 звезду вверх перекинутся... Но с другим аргументом согласен: еще одна система переключения передач надежности велосипеду не добавляет. Хотя, может, мне повезло, у меня проблем не было.
А вы думаете, что у однозвездной системы нет недостатков? Есть!
Для чего я это всё говорю... Не для того, чтобы убедить вас, что двухзвездная система лучше. А вот для чего: если вы найдете хороший велосипед с двухзвездной системой — не считайте ее устаревшей! Она еще ого-го!
Педали вообще-то не относятся к конструкции велосипеда. Это отдельные быстро заменяемые детали. Какие педали лучше всего подойдут нам — велотуристам?
Как всегда... Экстремальные MTB-педали для экстремальных спусков:
Педали — деталь ответственная, поэтому покупайте лучше у проверенных производителей: Shimano, VP, Wellgo, Xpedo, Mpeda и др.
Использование в велотуризме педалей с туклипсами и контактных педалей практически исключено. Редкие велосипедисты-спортсмены на это решаются. Причины две:
Обода, шины, камеры — это всё взаимосвязанные компоненты одной системы.
Будем отталкиваться от ободов:
Бескамерные шины имеют много преимуществ:
Из минусов бескамерных шин:
Но если у вас стоят обычные обода, и вы не прям гонщик-гонщик, то камерные шины и обода — это тоже нормально.
Из туристского опыта: если бескамерная шина повреждена настолько сильно, что не может самовосстановиться, то делаем так:
Была бескамерная шина — стала камерная, так что запасные камеры в поход и велопутешествия берем в любом случае.
В мире велосипедных камер есть два стандарта ниппелей (есть еще старый велониппель Dunlop, но он встречается редко):
Нам, велотуристам, ближе шредер. Этот вид ниппелей более простой, надежный, более распространенный. Да и друзья — автомобилисты, в случае чего, помогут.
Важный момент: диаметры ниппелей преста и шредер — разные. Шредер толще. Если у вас обода с маленькой дыркой под престу, то шредер в нее просто не влезет, и наоборот... Ниппель преста в отверстие под шредер войдет, но будет сидеть неплотно, а это нежелательно.
Когда будете покупать запасные камеры, обращайте внимание на ниппель.
В сложных походах важным элементом надежности и ремонтопригодности является стандартная конструкция всех колес. То есть еще до похода вся группа решает, что все едут на ниппелях шредер. Тогда можно и камерой поделиться, и насосом. Если просить помощи у местных жителей, то у них есть только шредер. У автомобилистов — тоже шредер.
Переделать обод под престу в обод под шредер легко. Нужно просто рассверлить сверлом отверстие в ободе до нужного диаметра.
В выборе между жесткой резиной и мягкой есть противоречия:
О рисунке протектора поговорим ниже, в теме «Как подогнать велосипед под себя».
У фолдинговых покрышек борт сделан не из металлической проволоки, а из гибкого кевлара. Такую покрышку можно просто «свернуть в трубочку». Именно эти покрышки берутся в велопоход и путешествия в качестве запасных.
В принципе, для велопоходов и велопутешествий подходят оба варианта.
При покупке камер обращайте внимание не только на размер колеса 27,5" и 29", но и на толщину. Чем толще покрышки, тем толще должна быть и камера.
Самые известные производители покрышек и камер:
Изначально на хороших велосипедах стоят хорошие детали. Если решите менять, выбирайте самые надежные, самые усиленные, самые тяжелые, где больше всего стальных деталей, не взирая на вес, на промышленных подшипниках (на промах).
Надежные бренды: Novotec, Koozer и им подобные.
Посмотрите (измерьте), какие у вас спицы. Если толщиной 1,5 мм (стандарт 15G), то лучше поменять на усиленные — толщиной 2 мм, стандарт 14G.
Операция по замене спиц называется «переспицовка», ее делают многие велосервисы. Кстати, при переспицовке можно поменять и обод, и втулку, чтобы 2 раза не платить.
При покупке спиц возьмите на 5 штук больше, каждого размера, с гайками, в запас. Напоминаю, что у спиц три размера:
Хорошие спицы производит фирма DT Champion.
Близкорасположенные к колесам крылья в велотуризме практически не применяются потому, что липкая грязь быстро забивает пространство между колесом и крылом, и колесо перестает вращаться.
На переднем колесе можно применить так называемые крылья-щитки. Они расположены далеко от колеса, защищают от летящих брызг, а вращению не мешают
Читателю на заметку:
Компания «Курс» производит и предлагает покупателям крыло-щиток на раму велосипеда.
Крыло-щиток надежно крепится на липучках к нижней поверхности рамы велосипеда, защищая велосипедиста от брызг и грязи, летящих снизу, в ноги и грудь.
На заднем колесе крылья не нужны. Роль заднего крыла выполняют багажник и велорюкзак.
То, о чем рассказывалось выше — это всё тоже было о надежности. Мы говорили о конструкции велосипеда, выбирали удобную, комфортную и надежную конструкцию.
И вот представьте... Вы уже всё знаете. Изучили предложения и выбрали для себя несколько велосипедов, подходящей для вас конструкции и комплектации, подешевле и подороже, известных брендов и неизвестных, новых и поддержанных. Как теперь выбрать?
В качестве примеров назову несколько общеизвестных брендов: Trek, Merida, Giant, Cannondale, Specialized и др. — это не самые дорогие велосипеды. Это — надежные «середнячки», заслужившие всеобщее доверие и уважение. А что, если вам приглянулся велосипед какой-то неизвестной марки? Насколько он надежен и, самое главное (!), ремонтопригоден?
Есть идея: чтобы ответить на вопрос о ремонтопригодности велосипеда, придите в магазин велозапчастей и спросите наличие каких-то ходовых запчастей на эту марку. А потом загляните в велосервис и спросите, смогут ли они, допустим, перебрать вилку или заменить подшипники во втулках?
Если скажут: «Да, конечно, все запчасти, инструменты и протоколы работ есть». То всё хорошо.
А если скажут: «А что это? Мы о таком не слышали». То вам нужно еще подумать...
Здесь как с машиной, точь в точь.
Ну и в заключение — железное правило: если у вас новый велосипед, или новая деталь, или отремонтированная старая деталь, то на этом велосипеде нельзя ехать в дальний поход!
Нужно всё испытать!
Нужно проехать 100-200 км в нормальном (нещадящем) режиме и убедиться, что всё работает штатно. И только после этого можно отправляться в дальние походы.
Счастливого пути, друзья! Приятного похода!