Техника управления велосипедом в велотуризме

01/30/2025
Техника управления велосипедом в велотуризме
По этим ссылкам можно быстрее пройти к следующим информационным материалам, раскрывающим вопросы техники управления велосипедом в велотуризме:

Дмитрий Воробьев

Сразу обращаю внимание, что техника управления велосипедом в велотуризме сильно отличается от техники в других велодисциплинах. Ведь мы едем не на пустом велосипеде, а на груженном. При этом увеличивается вес велосипеда. А нагрузка на некоторые узлы (заднее колесо) увеличивается многократно. Всё это заставляет велотуристов уделять технике управления велосипедом особое внимание.

Видео ниже показывает не просто красивые виды и сложные эпизоды велопоходов и велопутешествий. Оно показывает важность техники управления велосипедом на подъемах и спусках в реальных походах.

Технику управления велосипедом мы и рассмотрим здесь подробнее.

Движение по горизонтальной поверхности

В велопоходах и велопутешествиях приходится ехать много и долго, причем иногда большая часть пути проходит по горизонтальной поверхности. Поэтому начать движение нужно с главного, что позволит крутить педали эффективно — это регулировка высоты седла.

Регулировка высоты седла

Видео ниже объясняет и наглядно показывает регулировку оптимальной высоты седла для эффективного движения по горизонтальной поверхности.

Каденс

Каденс — это частота вращения педалей. Спортивные ученые доказали, что самая эффективная передача мышечной энергии велосипеду происходит при быстром вращении педалей. У спортсменов-велогонщиков каденс — около 90 оборотов в минуту. Но мы — не спортсмены. Мы не можем постоянно держать такой каденс — тяжело. На ровных, несложных участках мы крутим педали с частотой 60-70 оборотов в минуту. Но на подъемах каденс нужно увеличивать, а на крутых подъемах увеличивать еще и еще!

Переключение передач

1. Важное правило: избегайте перекоса цепи
Если спереди у вас 1 звезда — вас это не касается. Если несколько, то есть правило:

  • нельзя, чтобы спереди цепь стояла на самой маленькой звезде, и сзади — на самых маленьких звездах.
  • И наоборот: спереди на самой большой и сзади — на самых больших.

В этих случаях происходит перекос цепи — это неправильно.

Все велосипеды разные. Узнайте заранее, как правильно (в каком порядке) переключать передачи на вашем велосипеде.

2. Важное правило: в момент переключения передач не давите на педали!
Крутить педали нужно обязательно, но сильно давить не надо. Хоть Shimano и говорит, это правило можно не соблюдать, но пожалейте свою трансмиссию… Она нынче стоит дорого.

Движение в «воздушном мешке» (в воздушном потоке, в пелотоне)

Этот спортивный прием часто используется в велоспорте, и называется пелотоном, нахождение в котором позволяет велосипедистам экономить значительную часть энергии за счёт движения в аэродинамической тени других гонщиков. Этот «воздушный мешок» для нас, велотуристов, тоже актуален, ведь из-за большого велорюкзака этот «мешок» у нас ого-го какой. Этим можно воспользоваться.

Расскажу кратко.

Тот, кто едет первым — пробивает собой плотные потоки воздуха. В худшем случае — еще и борется со встречным ветром. А у него за спиной — зона с сильными завихрениями. Часть воздуха даже движется вслед за велосипедистом. И если попасть в эту зону, то «бороться» с воздухом не нужно, и ехать гораздо легче.

Стоит велогруппе выстроиться друг за другом, меняя устающих лидеров, и скорость группы значительно возрастет. Или более сильный велотурист может помочь более слабому и протащит его какое-то время «на хвосте»… Мы же команда.

Но этот прием требует определенных умений. Эффективная зона турбулентности очень мала, и «преследователям» нужно держать очень малую дистанцию (20-30 см). И все должны двигаться очень плавно. Любая резкость — и либо ты врежешься, либо в тебя врежутся. А лидер должен заранее выбирать траекторию движения и сообщать о своих намерениях. Понятно, что такой примем можно применять только на хорошем асфальте. На подъеме не получится (скорости не те), на спуске — нельзя (малая дистанция — опасно).

Знаки движения в пелотоне

Пользуясь случаем, расскажу — какие знаки может подавать велосипедист:

  1. Рука под 90º вытянута в сторону — буду поворачивать сюда.
  2. Рука поднята вверх — собираюсь тормозить.
  3. Рука под 45º вниз в сторону, ладонь параллельно земле — с этой стороны препятствие на дороге, буду объезжать.

Знаки движения в пелотоне у велотуристов

Эти знаки должны продублировать все участники группы.

Преодоление пологих спусков

Преодоление пологих спусков — это несложно. Будьте внимательны, не превышайте скорость, соблюдайте дистанцию. При необходимости тормозите плавно обеими тормозами одновременно.

Преодоление пологих затяжных подъемов

Как вы заметили — человек я немолодой. И мне тяжело (в смысле физической силы) соперничать с моими более молодыми товарищами. Поэтому, чтобы «быть на уровне», приходится работать не только ногами, но и головой.

И сейчас я хотел бы поделиться своим опытом с вами. Надеюсь, мои идеи, советы и рекомендации помогут вам успешно преодолеть самые типичные для велотуризма препятствия — затяжные подъемы.

Каденс

Каденс следует несколько увеличить по сравнению с горизонтальными участками для более эффективного педалирования.

Правильный выбор передачи

Необходимо выяснить заранее, какой уровень нагрузки (сила давления на педали) для вас максимален и оптимален. На какой максимальной нагрузке мышцы, легкие и сердце могут работать слаженно и мощно? И долго? На какой максимальной нагрузке вы можете ехать долго и не надорваться? Выяснили? Запомните эту нагрузку.

И в походе на подъеме выбирайте передачу, которая соответствует именно этой привычной для вас нагрузке.

Короче говоря, выбирайте передачи так, чтобы каденс и усилие были постоянными. Стремиться к тому, чтобы на подъеме скорость движения была постоянной — неправильно. Надорветесь…

Педалирование по кругу (давление на педали во всех фазах вращения, возможно с контактными педалями и велотуфлями)

Это способ педалирования, когда спортсмен может прикладывать усилия во всех фазах вращения педалей, но это возможно только при использовании контактных педалей и велотуфель. Но и наши педали — топталки позволяют сделать педалирование значительно эффективней.

Обычное педалирование: давление на педаль — только в передней фазе

При обычном педалировании давление на педаль происходит только в передней фазе.

Педалирование в передней фазе

Частичное круговое педалирование

При частичном круговом педалировании в верхней фазе пятка опускается вниз, и нога толкает педаль вперед. В передней фазе нога давит на педаль вниз (как обычно). В нижней фазе носок опускается вниз, и нога толкает педаль назад. Мощные шипы на педалях помогают подошве не соскальзывать с педали.

Частичное круговое педалирование

Такой вид педалирования помогает еще и тем, что при толкании педалей вперед-назад работают совсем другие группы мышц. А ваши уставшие «давительные» мышцы могут и отдохнуть :-)

Смена рабочих групп мышц — встать с седла на педалях

Еще один способ подключить свежие мышцы и дать возможность передохнуть уставшим — это встать с седла на педалях. И к тому же, когда зад отрывается от седла, какие-то вены и артерии освобождаются, кровоснабжение улучшается, и мышцы получают «новую жизнь». Но когда встаешь на педалях, они начинают, как будто, «проваливаться».
Поэтому, перед этим «маневром», рекомендую переключиться на более тяжелую передачу.

Расслабленный хват руля

Не хватайтесь судорожно за руль, не напрягайте руки и плечи.

  1. Во-первых, не нужно тратить энергию на мышцы, не участвующие в педалировании.
  2. Во-вторых, твердые руки передают вибрацию на шею и грудь. Напряженная шея мешает кровоснабжению мозга. А напряженные грудные мышцы сдерживают дыхание, а оно нам ох как нужно на подъеме...

Поэтому расслабьтесь и получите удовольствие :-)

Выбор траектории движения

Замечено: лучше проехать дольше, но проще, чем короче, но труднее. По этому принципу выбирайте траекторию, по которой поедете в подъем.

Если вы едете по широкой и безопасной (!) дороге, то можно подниматься змейкой. Пройденный путь при этом увеличивается, а преодолеваемый уклон — уменьшается.

При движении вверх по серпантинной дороге на крутых поворотах ехать лучше по внешней стороне. Эта обочина длиннее, но положе. Если вы едете вверх по грунтовой тропе или по дорожке, не стремитесь «лезть в лоб». Старайтесь избегать даже небольших препятствий, камней, корней, кочек, выступов и пр. Переднее колесо может упереться во что-то, и вы остановитесь. Лучше объехать вокруг по пологому месту.

Накопление кислорода перед подъемом

Видя перед собой подъем, длинный или не очень, вы понимаете, что скоро начнется работа. Кислород в крови закончится, и вы начнете задыхаться. А поднявшись наверх, какое-то время не сможете ехать в полную силу потому, что «надо же отдышаться»…

Но попробуйте сделать по-другому (так делают опытные спортсмены). Начните дышать глубоко и часто заранее, секунд за 20-30 до начала подъема. Так и продолжайте. Ваша кровь перенасытится кислородом еще до начала подъёма. И первое время (примерно 30 секунд) мышцы просто будут расходовать этот запас.

Если подъем не очень длинный, то наверх вы взлетите, даже не запыхавшись! И без проблем поедете дальше.

Если же подъем длинный, хотя бы первые полминуты дадутся вам легко :-) В любом случае, подъем вы преодолеете значительно легче.

Падения

К сожалению, в велотуризме неизбежны падения. Насколько они будут получаться правильными и безопасными, от этого зависит и ваше здоровье, и сохранность велосипеда, снаряжения, а также дальнейшее продолжение велопохода и велопутешествия.

Видео ниже демонстрирует советы и рекомендации по технике падения с велосипеда.

Преодоление неровностей

Видео ниже наглядно демонстрирует советы и рекомендации по технике преодоления различных естественных неровностей (бугров, кочек, корней, колеи) в велопутешествиях и велопоходах.

Обратите внимание! Каденс — увеличен! Это чтобы иметь запас по мощности.

Преодоление естественных препятствий

При преодолении одиночного препятствия специально каденс увеличивать не нужно. Важнее другое. В начале преодоления препятствия педали должны быть в «правильном» положении. Одна из педалей (толчковая) должна быть в верхне-переднем положении, чтобы в нужный момент сделать мощный толчок.

Преодоление бордюра (паребрика)

Также, как и в предыдущем случае (при преодолении естественных препятствий), каденс не важен. Важно правильное положение педалей в начале преодоления бордюра (паребрика).

Преодоление крутых спусков

Помните! Преодоление крутых спусков — это опасно! Будьте предельно осторожны! И соблюдайте дистанцию!

Дистанция

При спуске соблюдайте дистанцию. Если ваш товарищ упадет перед вами, то у вас должна быть уверенность, что вы спокойно остановитесь, а не врежетесь в него. Объехать упавшего, как правило, не получается.

Безопасная скорость

Скорость спуска должна вселять в вас уверенность, что вы полностью контролируете ситуацию и можете остановиться в любой момент.

Какими пальцами тормозить

Это важно! Если вы будете тормозить только одним пальцем, то в случае срочного резкого торможения вам просто не хватит силы совершить это действие (хотя все индивидуально).

Если же вы положите на тормоза три и более пальцев, то может произойти следующее: в экстремальной ситуации вы будете хвататься за руль всей силой, и непроизвольно очень резко и не вовремя затормозите, со всеми вытекающими последствиями…

Я торможу двумя пальцами. А вы сами смотрите, вам решать.

Как тормозить

Тормозить нужно 2-мя тормозами, но распределяя усилия. Нельзя допускать блокировки колес. Особенно это касается переднего колеса. Если переднее колесо заблокируется, велосипед потеряет управление, и серьезное падение неизбежно!

Траектория движения

Выбирайте траекторию движения заранее. Избегайте «живых» камней, рыхлого песка, продольных канав, грязи и т.п. Вспомните про безопасную скорость. И у вас должно быть достаточно времени, чтобы увидеть все препятствия, оценить все опасности и выбрать лучшую траекторию.

Агрессивная (атакующая) позиция

Агрессивная позиция, атакующая стойка, поза — все это синонимы. Это стойка, которую принимает велосипедист на сложном спуске, готовый к преодолению препятствий и прочим неожиданностям.

Для атакующей позиции характерны следующие моменты:

  • Педали стоят горизонтально.
  • Спортсмен стоит на педалях.
  • Ноги и руки чуть согнуты, работают как амортизаторы, «отрабатывая» неровности.
  • Туловище наклонено вперед.
  • Вес тела может перемещаться во все стороны, в зависимости от ситуации.
  • На спусках вес тела, как правило, смещается назад.

Видео ниже наглядно демонстрирует советы и рекомендации по технике преодоления крутых спусков в велопутешествиях и велопоходах.

Если что-то пошло не так…

К сожалению, бывают ситуации, когда впереди препятствие, а вы не успеваете затормозить. В этом случае тормозите насколько получится, а потом, приняв атакующую позицию, в последний момент отпустите тормоза.

Вы должны помочь колесам перекатиться через препятствие, а не мешать им. А после препятствия — продолжить торможение.

Спуск пешком

В некоторых случаях, когда спуститься по склону на велосипеде практически невозможно, или у вас не уверенности в своих силах и безопасности, то лучше спуститься вниз с велосипедом пешком.

Видео ниже наглядно демонстрирует советы и рекомендации по спуску пешком с велосипедом с крутых склонов, горок в велопоходах и велопутешествиях.

Преодоление крутых подъемов

Какие-то способы облегчить себе жизнь мы уже рассматривали в теме «Преодоление пологих затяжных подъемов», а именно:

  • При преодолении крутых подъемов каденс должен быть высоким, может быть, даже максимальным.
  • Требуется частично круговое педалирование: при преодолении крутых подъемов повышаем эффективность педалирования. Требуется не только давить на педаль сверху-вниз, но и толкать педаль вперед, а потом — назад.
  • При преодолении крутых подъемов требуется смена рабочих групп мышц: лучше периодически вставать на педалях. Кстати, при вставании, сила давления на педали сильно возрастает. Так что какие-то короткие особо крутые участки можно преодолеть «на ногах», но это не просто — нужен навык.
  • Расслабленный хват руля: не напрягайте руки и плечи.
  • Выбор траектории движения: заранее выбирайте траекторию движения. Избегайте на подъеме даже маленьких препятствий: камней, кочек, уступов. Лучше — подлиннее, но поровнее и поположе.

Велотуристу на заметку: особенные приемы для преодоления крутых подъемов

Но есть и особенные приемы, используемые при преодолении крутых подъемов:

Переключение передач на подъеме

Видео ниже дает советы, что переключать передачи при преодолении крутых подъёмов лучше заранее.

Смещение веса тела

Иногда подъем может быть настолько крутым, что переднее колесо может отрываться от земли. В худшем случае вы можете даже завалиться на спину (еще и велорюкзак поможет). В этой ситуации вес тела нужно сместить по седлу вперед и наклониться к рулю.

Иногда приходится сидеть на самом кончике седла. Обратите внимание на видео. Переднее колесо уже начинает подпрыгивать. Значит, чуть круче подъем — и вес тела уже надо смещать вперед.

Медленная езда

Современные горные велосипеды обладают очень мощными передачами. То есть на огромном каденсе велосипед едет медленно-медленно. И так ехать тяжело… А надо еще и рулем крутить, выбирать траекторию, объезжать препятствия. И может сложиться ситуация, когда сил ехать хватает, а умения не хватает.

Поэтому отрабатывайте навыки медленной езды заранее.

Преодоление очень крутых подъемов

Очень крутые подъемы — это когда вы уже не можете ехать в седле. Приходится преодолевать подъем (препятствие) как-то иначе.

  • Если не можете ехать, сойдите с велосипеда и ведите его рядом: обе руки на руле — толкают, или одна рука на руле рулит, а другая тянет велосипед за подседельную трубу или за седло.
    Чтобы педали меньше били по ногам, расположите их так: ближняя педаль должна смотреть «вверх по склону». Если поднимаетесь — вперед, если спускаетесь — назад.
  • Если не можете везти велосипед вместе с рюкзаком — снимите велорюкзак с багажника. Доставайте лямки для велорюкзака (артикул лв012 — вот они где пригодились). Закрепляйте лямки на велорюкзаке: был велорюкзак — стал заплечный рюкзак. Одевайте рюкзак на плечи и идите… А велосипед ведите рядом.
  • Если тяжело тащить и рюкзак, и велосипед одновременно — оставьте велосипед. Первой ходкой отнесите велорюкзак. Потом вернитесь и второй ходкой отнесите велосипед.

Кстати, если проявить инженерную смекалку, то можно прикрепить лямки для велорюкзака к велосипеду и нести его за спиной как рюкзак.

Преодоление реки: велосипед на лямках за спиной у велотуриста

Рюкзак или велосипед — это уже нормальный вес для горных туристов и альпинистов, а значит — и вы уже сможете преодолеть любые препятствия!

Всем удачи! Приятного и безопасного катания!

Этой страницей можно поделиться в сетях, блогах и где-нибудь еще:
Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв