По этим ссылкам можно быстрее пройти к следующим информационным материалам, раскрывающим вопросы техники управления велосипедом в велотуризме:
- Движение по горизонтальной поверхности
- Регулировка высоты седла / Каденс / Переключение передач / Движение в «воздушном мешке» (в воздушном потоке, в пелотоне) / Знаки движения в пелотоне
- Преодоление пологих спусков
- Преодоление пологих затяжных подъемов
- Каденс / Правильный выбор передачи / Педалирование по кругу / Смена рабочих групп мышц / Расслабленный хват руля / Выбор траектории движения / Накопление кислорода перед подъемом
- Падения / Преодоление неровностей / Преодоление естественных препятствий / Преодоление бордюра (паребрика)
- Преодоление крутых спусков
- Дистанция / Безопасная скорость / Какими пальцами тормозить / Как тормозить / Траектория движения / Агрессивная (атакующая) позиция / Если что-то пошло не так… / Спуск пешком
- Преодоление крутых подъемов
- Преодоление очень крутых подъемов
Сразу обращаю внимание, что техника управления велосипедом в велотуризме сильно отличается от техники в других велодисциплинах. Ведь мы едем не на пустом велосипеде, а на груженном. При этом увеличивается вес велосипеда. А нагрузка на некоторые узлы (заднее колесо) увеличивается многократно. Всё это заставляет велотуристов уделять технике управления велосипедом особое внимание.
Видео ниже показывает не просто красивые виды и сложные эпизоды велопоходов и велопутешествий. Оно показывает важность техники управления велосипедом на подъемах и спусках в реальных походах.
Технику управления велосипедом мы и рассмотрим здесь подробнее.
В велопоходах и велопутешествиях приходится ехать много и долго, причем иногда большая часть пути проходит по горизонтальной поверхности. Поэтому начать движение нужно с главного, что позволит крутить педали эффективно — это регулировка высоты седла.
Видео ниже объясняет и наглядно показывает регулировку оптимальной высоты седла для эффективного движения по горизонтальной поверхности.
Каденс — это частота вращения педалей. Спортивные ученые доказали, что самая эффективная передача мышечной энергии велосипеду происходит при быстром вращении педалей. У спортсменов-велогонщиков каденс — около 90 оборотов в минуту. Но мы — не спортсмены. Мы не можем постоянно держать такой каденс — тяжело. На ровных, несложных участках мы крутим педали с частотой 60-70 оборотов в минуту. Но на подъемах каденс нужно увеличивать, а на крутых подъемах увеличивать еще и еще!
1. Важное правило: избегайте перекоса цепи
Если спереди у вас 1 звезда — вас это не касается. Если несколько, то есть правило:
В этих случаях происходит перекос цепи — это неправильно.
Все велосипеды разные. Узнайте заранее, как правильно (в каком порядке) переключать передачи на вашем велосипеде.
2. Важное правило: в момент переключения передач не давите на педали!
Крутить педали нужно обязательно, но сильно давить не надо. Хоть Shimano и говорит, это правило можно не соблюдать, но пожалейте свою трансмиссию… Она нынче стоит дорого.
Этот спортивный прием часто используется в велоспорте, и называется пелотоном, нахождение в котором позволяет велосипедистам экономить значительную часть энергии за счёт движения в аэродинамической тени других гонщиков. Этот «воздушный мешок» для нас, велотуристов, тоже актуален, ведь из-за большого велорюкзака этот «мешок» у нас ого-го какой. Этим можно воспользоваться.
Расскажу кратко.
Тот, кто едет первым — пробивает собой плотные потоки воздуха. В худшем случае — еще и борется со встречным ветром. А у него за спиной — зона с сильными завихрениями. Часть воздуха даже движется вслед за велосипедистом. И если попасть в эту зону, то «бороться» с воздухом не нужно, и ехать гораздо легче.
Стоит велогруппе выстроиться друг за другом, меняя устающих лидеров, и скорость группы значительно возрастет. Или более сильный велотурист может помочь более слабому и протащит его какое-то время «на хвосте»… Мы же команда.
Но этот прием требует определенных умений. Эффективная зона турбулентности очень мала, и «преследователям» нужно держать очень малую дистанцию (20-30 см). И все должны двигаться очень плавно. Любая резкость — и либо ты врежешься, либо в тебя врежутся. А лидер должен заранее выбирать траекторию движения и сообщать о своих намерениях. Понятно, что такой примем можно применять только на хорошем асфальте. На подъеме не получится (скорости не те), на спуске — нельзя (малая дистанция — опасно).
Пользуясь случаем, расскажу — какие знаки может подавать велосипедист:
Эти знаки должны продублировать все участники группы.
Преодоление пологих спусков — это несложно. Будьте внимательны, не превышайте скорость, соблюдайте дистанцию. При необходимости тормозите плавно обеими тормозами одновременно.
Как вы заметили — человек я немолодой. И мне тяжело (в смысле физической силы) соперничать с моими более молодыми товарищами. Поэтому, чтобы «быть на уровне», приходится работать не только ногами, но и головой.
И сейчас я хотел бы поделиться своим опытом с вами. Надеюсь, мои идеи, советы и рекомендации помогут вам успешно преодолеть самые типичные для велотуризма препятствия — затяжные подъемы.
Каденс следует несколько увеличить по сравнению с горизонтальными участками для более эффективного педалирования.
Необходимо выяснить заранее, какой уровень нагрузки (сила давления на педали) для вас максимален и оптимален. На какой максимальной нагрузке мышцы, легкие и сердце могут работать слаженно и мощно? И долго? На какой максимальной нагрузке вы можете ехать долго и не надорваться? Выяснили? Запомните эту нагрузку.
И в походе на подъеме выбирайте передачу, которая соответствует именно этой привычной для вас нагрузке.
Короче говоря, выбирайте передачи так, чтобы каденс и усилие были постоянными. Стремиться к тому, чтобы на подъеме скорость движения была постоянной — неправильно. Надорветесь…
Это способ педалирования, когда спортсмен может прикладывать усилия во всех фазах вращения педалей, но это возможно только при использовании контактных педалей и велотуфель. Но и наши педали — топталки позволяют сделать педалирование значительно эффективней.
При обычном педалировании давление на педаль происходит только в передней фазе.
При частичном круговом педалировании в верхней фазе пятка опускается вниз, и нога толкает педаль вперед. В передней фазе нога давит на педаль вниз (как обычно). В нижней фазе носок опускается вниз, и нога толкает педаль назад. Мощные шипы на педалях помогают подошве не соскальзывать с педали.
Такой вид педалирования помогает еще и тем, что при толкании педалей вперед-назад работают совсем другие группы мышц. А ваши уставшие «давительные» мышцы могут и отдохнуть :-)
Еще один способ подключить свежие мышцы и дать возможность передохнуть уставшим — это встать с седла на педалях. И к тому же, когда зад отрывается от седла, какие-то вены и артерии освобождаются, кровоснабжение улучшается, и мышцы получают «новую жизнь». Но когда встаешь на педалях, они начинают, как будто, «проваливаться».
Поэтому, перед этим «маневром», рекомендую переключиться на более тяжелую передачу.
Не хватайтесь судорожно за руль, не напрягайте руки и плечи.
Поэтому расслабьтесь и получите удовольствие :-)
Замечено: лучше проехать дольше, но проще, чем короче, но труднее. По этому принципу выбирайте траекторию, по которой поедете в подъем.
Если вы едете по широкой и безопасной (!) дороге, то можно подниматься змейкой. Пройденный путь при этом увеличивается, а преодолеваемый уклон — уменьшается.
При движении вверх по серпантинной дороге на крутых поворотах ехать лучше по внешней стороне. Эта обочина длиннее, но положе. Если вы едете вверх по грунтовой тропе или по дорожке, не стремитесь «лезть в лоб». Старайтесь избегать даже небольших препятствий, камней, корней, кочек, выступов и пр. Переднее колесо может упереться во что-то, и вы остановитесь. Лучше объехать вокруг по пологому месту.
Видя перед собой подъем, длинный или не очень, вы понимаете, что скоро начнется работа. Кислород в крови закончится, и вы начнете задыхаться. А поднявшись наверх, какое-то время не сможете ехать в полную силу потому, что «надо же отдышаться»…
Но попробуйте сделать по-другому (так делают опытные спортсмены). Начните дышать глубоко и часто заранее, секунд за 20-30 до начала подъема. Так и продолжайте. Ваша кровь перенасытится кислородом еще до начала подъёма. И первое время (примерно 30 секунд) мышцы просто будут расходовать этот запас.
Если подъем не очень длинный, то наверх вы взлетите, даже не запыхавшись! И без проблем поедете дальше.
Если же подъем длинный, хотя бы первые полминуты дадутся вам легко :-) В любом случае, подъем вы преодолеете значительно легче.
К сожалению, в велотуризме неизбежны падения. Насколько они будут получаться правильными и безопасными, от этого зависит и ваше здоровье, и сохранность велосипеда, снаряжения, а также дальнейшее продолжение велопохода и велопутешествия.
Видео ниже демонстрирует советы и рекомендации по технике падения с велосипеда.
Видео ниже наглядно демонстрирует советы и рекомендации по технике преодоления различных естественных неровностей (бугров, кочек, корней, колеи) в велопутешествиях и велопоходах.
Обратите внимание! Каденс — увеличен! Это чтобы иметь запас по мощности.
При преодолении одиночного препятствия специально каденс увеличивать не нужно. Важнее другое. В начале преодоления препятствия педали должны быть в «правильном» положении. Одна из педалей (толчковая) должна быть в верхне-переднем положении, чтобы в нужный момент сделать мощный толчок.
Также, как и в предыдущем случае (при преодолении естественных препятствий), каденс не важен. Важно правильное положение педалей в начале преодоления бордюра (паребрика).
Помните! Преодоление крутых спусков — это опасно! Будьте предельно осторожны! И соблюдайте дистанцию!
При спуске соблюдайте дистанцию. Если ваш товарищ упадет перед вами, то у вас должна быть уверенность, что вы спокойно остановитесь, а не врежетесь в него. Объехать упавшего, как правило, не получается.
Скорость спуска должна вселять в вас уверенность, что вы полностью контролируете ситуацию и можете остановиться в любой момент.
Это важно! Если вы будете тормозить только одним пальцем, то в случае срочного резкого торможения вам просто не хватит силы совершить это действие (хотя все индивидуально).
Если же вы положите на тормоза три и более пальцев, то может произойти следующее: в экстремальной ситуации вы будете хвататься за руль всей силой, и непроизвольно очень резко и не вовремя затормозите, со всеми вытекающими последствиями…
Я торможу двумя пальцами. А вы сами смотрите, вам решать.
Тормозить нужно 2-мя тормозами, но распределяя усилия. Нельзя допускать блокировки колес. Особенно это касается переднего колеса. Если переднее колесо заблокируется, велосипед потеряет управление, и серьезное падение неизбежно!
Выбирайте траекторию движения заранее. Избегайте «живых» камней, рыхлого песка, продольных канав, грязи и т.п. Вспомните про безопасную скорость. И у вас должно быть достаточно времени, чтобы увидеть все препятствия, оценить все опасности и выбрать лучшую траекторию.
Агрессивная позиция, атакующая стойка, поза — все это синонимы. Это стойка, которую принимает велосипедист на сложном спуске, готовый к преодолению препятствий и прочим неожиданностям.
Для атакующей позиции характерны следующие моменты:
Видео ниже наглядно демонстрирует советы и рекомендации по технике преодоления крутых спусков в велопутешествиях и велопоходах.
К сожалению, бывают ситуации, когда впереди препятствие, а вы не успеваете затормозить. В этом случае тормозите насколько получится, а потом, приняв атакующую позицию, в последний момент отпустите тормоза.
Вы должны помочь колесам перекатиться через препятствие, а не мешать им. А после препятствия — продолжить торможение.
В некоторых случаях, когда спуститься по склону на велосипеде практически невозможно, или у вас не уверенности в своих силах и безопасности, то лучше спуститься вниз с велосипедом пешком.
Видео ниже наглядно демонстрирует советы и рекомендации по спуску пешком с велосипедом с крутых склонов, горок в велопоходах и велопутешествиях.
Какие-то способы облегчить себе жизнь мы уже рассматривали в теме «Преодоление пологих затяжных подъемов», а именно:
Но есть и особенные приемы, используемые при преодолении крутых подъемов:
Видео ниже дает советы, что переключать передачи при преодолении крутых подъёмов лучше заранее.
Иногда подъем может быть настолько крутым, что переднее колесо может отрываться от земли. В худшем случае вы можете даже завалиться на спину (еще и велорюкзак поможет). В этой ситуации вес тела нужно сместить по седлу вперед и наклониться к рулю.
Иногда приходится сидеть на самом кончике седла. Обратите внимание на видео. Переднее колесо уже начинает подпрыгивать. Значит, чуть круче подъем — и вес тела уже надо смещать вперед.
Современные горные велосипеды обладают очень мощными передачами. То есть на огромном каденсе велосипед едет медленно-медленно. И так ехать тяжело… А надо еще и рулем крутить, выбирать траекторию, объезжать препятствия. И может сложиться ситуация, когда сил ехать хватает, а умения не хватает.
Поэтому отрабатывайте навыки медленной езды заранее.
Очень крутые подъемы — это когда вы уже не можете ехать в седле. Приходится преодолевать подъем (препятствие) как-то иначе.
Кстати, если проявить инженерную смекалку, то можно прикрепить лямки для велорюкзака к велосипеду и нести его за спиной как рюкзак.
Рюкзак или велосипед — это уже нормальный вес для горных туристов и альпинистов, а значит — и вы уже сможете преодолеть любые препятствия!
Всем удачи! Приятного и безопасного катания!